Вход
2014
16
Июл

Конный транспорт


Самый полный справочник о повозках и экипажах

Если бы сегодня вы могли выбрать себе экипаж, что бы это было? Карета? Бричка? Двуколка? Фаэтон? Кабриолет? Разнообразие выбора поразит ваше воображение намного сильнее, чем визит в современный автосалон. 

В наши дни все ездят на автомобилях, которые можно только купить. В прошлые века каждый при желании мог сам или силами местных мастеров смастерить для себя повозку. А всё потому, что раньше люди ездили на лошадях! Которых тоже при желании можно было самостоятельно вырастить и объездить.

До XIX-го века во всём мире существовали только, грубо говоря, кареты и телеги: первые для богатых, вторые для бедных. Но в XIX-м веке наступил расцвет конного транспорта. Выбирать можно и нужно было не только в зависимости от технических характеристик, но и от того, кто, с кем, куда и зачем ехал, собирался ли править сам, брал ли в аренду или в собственность, а также с учётом веяний моды и хорошего вкуса. Нынешним парням, хвастающимся перед девушкой своей машиной, далеко до их прадедов!

Читайте, выбирайте и пишите в комментариях, что вы выбрали!



Американка – изобретенный в Америке двухколёсный экипаж с большими колесами (диаметром около 1,5 м.) для ипподромных испытаний рысаков. Также первоначальное название качалки – двухколёсного экипажа на пневматических шинах для бегов и при подготовке к ним. Качалки подразделяются на тренировочные и призовые. Зимой могут заменяться на беговые сани. Дербистка – качалка с рессорой для тренировки рысаков размашкой, махом и резвой рысью, а также при езде на приз на рысаках, склонных к иноходи. Резвость при езде на «дербистке» на 1-2 с. тише, чем при езде в призовой качалке.


Американка

Арба – двухколёсная одноконная безрессорная повозка. Среднеазиатская арба имеет большие колёса (диаметром до 130 см), позволяющие легко переезжать арыки. У кавказской арбы решётчатые борта, монгольская арба обычно без бортов.

 
Арба

Брек (англ. brake, фр. break) – английский четырехколёсный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя продольными скамейками для пассажиров, с отделениями для собак и добычи (см. также доггарт). Позднее в бреке остались только сиденья и он использовался для тренировки лошадей, чем походил на русские беговые дрожки (см. ниже).


Беговые дрожки

Бричка – лёгкая открытая повозка (как рессорная, так и безрессорная), применялась на юге и западе России. Польские брички лёгкие, дышловые, с плетёным кузовом, кожаным верхом, внутри обитые.


Бричка

Вагонет – конный экипаж кортежа для туристических прогулок, экскурсий и прочих услуг конного проката.


Вагонет

Воз – повозка с кладью. Например, воз сена на одноконной повозке имеет массу 250-500 кг.


Воз

Возок – в старину: крытая зимняя повозка, а также сани со спинкой.


Возок

Волокуша – примитивная бесколёсная повозка, состоящая из двух жердей, передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле. Волокуша была распространена среди индейцев Северной Америки, а также в северных губерниях России (Вологодской, Архангельской), в Сибири и др.


Волокуша

Гиг (англ. Gig) - повозки в Англии для молодых мужчин и женщин первой половины 19-го века. Сначала существовал и был довольно моден curricle (см. ниже). В 1815 г. в моду вошёл кабриолет (см. ниже). Позже появился Dennett, названный так в честь своих пружин, которые в свою очередь были названы в честь знаменитой танцовщицы того времени Мисс Деннет. Среди молодых людей были также популярны гиги Тильбюри (cм. ниже).


Гиги

Двуколка – одноконная двухколёсная рессорная повозка с кузовом для двух человек. Имеет откидные подставки на оглоблях для разгрузки спины лошади во время стоянки. Одноколка - пароконная двухколёсная повозка с одной оглоблей (дышлом), в которую запрягали пару лошадей. В свободном состоянии одноколка опрокидывается назад, и дышло встаёт колом. Когда в одноколку стали запрягать одну лошадь, понадобилась другая упряжь и другое название. Со второй половины 19-го века корень слова начал переосмысливаться как "колесо", отсюда "двуколка". 

 
Двуколка

Дилижанс (фр. diligence) – особый вид многоместных экипажей для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. Брик – почтовая крытая, тяжёлая, многоместная повозка. Во Франции до дилижансов их функцию выполняли кареты, называвшиеся мальпост (malle-post).


Дилижанс

Доггарт – (англ. dogcart) лёгкая четырёхколёская повозка для одного кучера и одного пассажира с отделением для собаки (собак), как правило, охотничьей породы. Применялась для спортивной и охотничьей стрельбы. Кучер и пассажир всегда сидели спиной друг к другу, отчего французы прозвали эту повозку dos-a-dos ("спина к спине"). Американские доггарты имели также отделение для дичи и поэтому назывались game cart (game - дичь). Двухколёсный английский доггарт назывался bounder.
В 1900-е г.г. в Англии появилась альтернатива доггарту - governess cart, повозка с небольшим сиденьем в форме бадьи и двумя сиденьями, расположенными лицом к лицу, на одном из которых боком сидел кучер. В повозку запрягались пони или маленькие лошади, потому что они были предназначены для женщин. Чаще всего в них возили детей гувернантки, отсюда и название. Они могли управлять повозкой и видеть детей.

 
Доггарт-баундер. The Governess Cart.


Дровни – разновидность саней.


Дровни

Дроги – передок и задок повозки, связанные дрожинами, без кузова. Разновидность телеги. На дроги устанавливали водовозную бочку, их использовали также для поездки в поле и т.д. Встречаются под названием полок. Дрогами также называли колесницу для погребения. Но для похорон существовал и катафалк (итал. catafalco).

 
Дроги. Катафалк.

Дрожки – короткие дроги для езды в городе. В Москве дрожки называли волочки. Калиберные дрожки («калибер») — неподрессоренная пролётка середины XIX века. Одноместный калибер назывался «гитарой»Линейка (катки) — длинные дрожки, обычно с возможностью усесться по обе стороны спиной друг к другу. Дрожки беговые – четырехколёсный безрессорный облегчённый экипаж, изобретение которого связывают с именем графа А.Г. Орлова-Чесменского. До конца ХIХ в. служили для испытания рысистых лошадей с русской упряжью. 

 
"Щёголь на дрожках". 1820 г. Дрожки беговые

Кабриолет (фр. cabriolet) – одноконный лёгкий двухколёсный экипаж на высоких колёсах. В кабриолете два человека ехали рядом, и один из них управлял повозкой. В Англии кабриолет был одной из разновидностей гига. У него были изогнутые формы, откидной верх, который можно было поднять, и шторки, которые можно было закрыть для уединения вдвоём. Сзади имелось сиденье для мальчика-слуги.
Кэб (сокр. от cabriolet) – английский наёмный экипаж для езды по городу. Характерной особенностью кэба является расположение козел сзади-сверху (во Франции такие назывались "кукушка" (coucou). Первоначально именовался Hansom cab. C добавлением таксометров для подсчёта расстояния и стоимости поездки стал называться taxicab. Вместо откидного верха повозка имела жёсткую крышу, оставаясь при этом открытой. Кэб двигался с повышенной надёжностью, а также легко лавировал меж других экипажей на улицах многих европейских городов, от Лондона до Санкт-Петербурга. Это было очень удобное такси.


Кабриолет. Сзади едет конюх.


Кэб, который ныне катает туристов в Лондоне

Карета (итал. carretta) – большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами, ступеньками. Дормез (фр. dormeuse - спальня— большая карета для дальних поездок со спальными местами.
Брогэм (англ. brougham, читается как broom или brohm, от имени Лорда Брогэма) - двухместная карета с лобовым стеклом для обзора местности, своего рода "половина" обычной кареты (задняя половина). Позже появилась разновидность для четверых, она называлась clarence или growler. Во Франции произошло нечто похожее: два сиденья, расположенные спиной к лошадям, "отрезали" (фр. couper - отрезать), и такую карету назвали coupe (купе). Слово широко используется и в наши дни.
Карета смертников - карета для перевозки заключённых на казнь: в двух узких одиночках вышиною в 2 аршина, который запирались наглухо. Осуждённому приходилось в ней всё время стоять согнувшись, сидеть он не мог, так как колени упирались в стенку. В коридорчике у одиночек помещались два цербера с шашками наголо. К месту казни карету эскортировал конвой. 

 
Карета. Справа - карета Екатерины II.


Брогэм


Кларенс. Лондон, наши дни.


Coupe 


В таких каретах царское правительство возило к месту расправы революционеров в 1906 - 1916 г.г.


Современная свадебная карета - какая отличная идея!

Кибитка – повозка-жилище кочевых народов Азии.


Кибитка

Колесница – повозка, где конь служит в качестве солярного, духовного средства передвижения. Коляски, движимые белыми или золотыми конями или же чем-то вроде грифонов, являются атрибутами богов Неба, которые движут повозку Солнца по небу. Победители и герои часто изображаются ведущими колесницы; в этом случае колесница - символ битвы. Белые кони олицетворяют чистоту, духовность или солярность седока, тогда как запряженная котами колесница Фрейи является лунной и магической. Возничий олицетворяет ум, интеллект или дух, направляющий тело. Два колеса - это Небо и Земля.


Колесница

Колымага – карета, коляска, всякая барская повозка на летнем ходу; громоздкая или старинная карета, дормез. Рыдванстар. колымага, большая карета.


Колымага

Коляска – комфортабельный рессорный экипаж с половинчатым верхом. 


Коляска

Конка – конно-железная городская дорога, а так же вагон такой дороги. Конка представляла собой закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Была вытеснена трамваем.


Конка

Ландо (англ., фр., нем landau) – вариант коляски, четырёхместный экипаж с мягкими рессорами и открывающимся вперед и назад верхом и двумя рядами сидений, расположенными одно против другого. Получил название от немецкого г. Ландау, известного высококвалифицированными мастерами каретного дела. Ландолет (фр. landaulet) – облегченное укороченное ландо со складным тентом над задним сиденьем.


"Царь Александр III  в открытом ландо". 1888 г. Ландолет.

Обоз – вереница подвовд, группа повозок или саней, совместно перевозящих груз, запряжённых каждая своими лошадьми. В военном деле - специальное подразделение полка (артиллерийский обоз, санитарный обоз и т.д.)


Одер, андрец - старинное название повозок, как правило, для перевозки сена.


Одер

Омнибус (лат. omnibus – «для всех») – многоместный экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определённым маршрутом в городах и между населенными пунктами. Широко использовался в ХIХ веке (до появления автобусов), особенно в Англии и во Франции.


Омнибус

Повозка – общее название для транспортного средства, предназначенного для перемещения пассажиров и грузов по суше с помощью лошадей или других животных. Усовершенствованные, на пневматических шинах, они существуют по сей день.


Современная повозка

Подвода – повозка, телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой.


Подвода

Пролёткавариант дрожек для извозчиков, четырёхколёсный рессорный экипаж для легковой езды в городе. Эгоистка - одноместная пролётка.


Пролётка

Розвальни – грузовые крестьянские сани с низким, расширяющимся сзади кузовом, просторные, развалистые, где можно лечь, развалиться.


Боярыня Морозова в розвальнях

Сани – распространённый тип повозки на полозьях. Сани древнее, чем колёсная повозка, они были известны не только в северных, но и в южных странах. В России до конца 17 в. торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже. Самыми маленькими и лёгкими были беговые санки (на них устраивались бега), рассчитанные на одного седока, который сам правил. На дальние расстояния путешествовали в дорожных санях, у которых спинка кузова была выше, а сам корпус был обит теплой тканью на вате. Очень большие и широкие сани, в которых катались на Масленицу или ездили большими компаниями в гости, назывались троечными (запрягались тройкой лошадей) или ковровыми (спинка кузова обтягивалась ковром). Виз-а-виз – сани, в которых пассажиры располагаются на двух сиденьях лицом к лицу, по ходу и против.

 
Сани

Тарантас – в начале ХIХ в. русская дорожная повозка на длинных зыбучих дрогах, впоследствии – четырёхколёсная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованная полумягкими съёмными передним и задним сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас рассчитан на 2 пассажиров, в пароконном имеется третье пассажирское место на переднем сиденье рядом с кучером.


Тарантас

Таратайка – лёгкая двухколёсная повозка с откидным верхом.


Таратайка

Тачанка – название конной рессорной повозки со станковым (в основном) пулемётом, направленным назад. Известна с начала 1890-х годов.


Тачанка

Телега – четырёхколёсная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Различают телеги с дышловой и оглобельной упряжкой. Тележка - повозка с сиденьем и козлами.


Телега

Тильбюри, тильбери (англ. Tilbury) — лёгкая, открытая, двухколёсная карета, с крышей или без, разработана в начале XIX века лондонской фирмой «Тильбюри». Тильбюри обладала большими колёсами для быстрой езды по сельской местности и труднопроходимым дорогам. Благодаря лёгкости и быстроте передвижения, Тильбюри считалась опасным средством транспорта для своего времени.


Тильбюри

Фаэтон (фр. phaeton) – вариант коляскилёгкий четырёхколёсный рессорный спортивный экипаж с откидным верхом, запрягается парой или четвериком. Имеет откидную скамейку для ещё двоих пассажиров. В Англии назывался victoria


Фаэтон

Фиакр – наёмный городской экипаж на конной тяге, использовавшийся в странах Западной Европы как такси до изобретения автомобиля.

 
Фиакр

Фургон – крытая повозка с круглой крышей. Американские переселенцы на Диком Западе передвигались в фургонах, запряжённых обычно быками. Фургон, ставший символом освоения Запада, был настоящим домом, укрывая в дальней дороге от дождя и снега, от стрел индейцев. В одном фургоне могла путешествовать семья из пяти человек. Фургон в Америке был также первым видом почтово-пассажирского дилижанса.


Фургон

Шарабан (фр. char à bancs) – тип открытой повозки, повозка с деревянными скамьями. Появились во Франции в нач. XIX в. Шарабаны изготавливались в виде четырёхколёсных экипажей с поперечными сидениями в несколько рядов, использовались для прогулок, загородных поездок, охоты. Изначально были запряжены лошадьми, позже появились моторные. Вышли из употребления в 1920-x годах.


Шарабан

Экипаж – первоначально общее название всех повозок для легкового передвижения с помощью лошадей: колясок, городских и загородных карет, дрожек, дормезов, ландо и т. п.; позже так называли преимущественно богатые повозки. Впоследствии название закрепилось в корабельной и воздушной сферах. А вот что использовали в ситуациях, когда экипажи с лошадьми были неприменимы:


Портшез (фр. porter - носить, chaise - стул). Также паланкин, sedan chair
Судьба этого изобретения незавидная. В итоге оно превратилось просто в стул для швейцара, в 1900-е г.г. - в пляжный шезлонг, сегодня известно как кресло с капюшоном. Одним словом, далее стула оно не поехало.
А ведь всё потому, что его не везли лошадки!


Реклама духов, прибывших в Париж на богатом экипаже


Экипажное дело. Энциклопедия Брокгауза-Эфрона.

1) Как сконструировать повозку.


Когда лошадь делает усилие, чтобы сдвинуть с места повозку на горизонтальной дороге, она упирается, главным образом, задними ногами. Это усилие направлено вдоль линии ВА - от точки опоры подковы к точке прикрепления тяжей или оглобель к хомуту.

Усилие это передаётся повозке вдоль линии АС - к оси передних колёс; обыкновенно сопротивление дороги прилагается не в точке L, а где-либо в D, где обод встречает выдающийся камень.

Для начала движения колесо должно повернуться около точки D, причем ось необходимо должна несколько подняться. Направление силы, производящей такое вращение, будет СЕ, перпендикулярное к радиусу касания CD.

Но усилие лошади направлено вдоль прямой СА, по правилу параллелограмма преобразуемое в AG и передающееся в С, а также создающее силу АН, направленную вертикально снизу вверх и стремящуюся приподнять переднюю часть лошади.

Поэтому-то при одноколках с высокими колёсами мы часто замечаем, что при усилии лошади хомут лезет кверху; подобное же происходит и когда лошадь не может удержать повозку на уклоне. В обыкновенном случае составляющая АН значительно менее веса лошади P и даже не превышает веса хомута с дугой (что оправдывает обычай наших домовых брать тяжёлую дугу для сильной лошади).

Угол CAB во всяком случае выгодно сделать возможно малым, но для этого надо было бы перенести точку опоры копыт правее точки опоры колеса; это невозможно при обыкновенных повозках, но почти достигается в "американках", лёгких двухколесных экипажах для тренировки беговых лошадей, где колёса столь высоки, что лошадь помещается между ними, а ездок над нею.

Для построения даже простой телеги нужно колесника, тележника, столяра и кузнеца. Деревянную работу изящных экипажей делают столяры-каретники, особые кузнецы и слесари изготовляют и пригоняют металлические части, а шорники и маляры-лакировщики исполняют отделку. Другая специальная работа — это изготовление рессор. Изготовляют их обыкновенно на фабриках, а обыкновенному кузнецу только часто приходится их сваривать, когда они сломаются.

2) Виды экипажей




Откройте изображения в новой вкладке, чтобы просмотреть их в полном размере


АНГЛИЙСКИЕ НАЗВАНИЯ

Barouche - потомок повозки calash (см. ниже). Название происходит от лат. birotus - два колеса и таким образом является "неправильным", потому что в итоге в этой повозке было четыре колеса. Существовал также barouche-sociable или просто sociable, в который умещалось четыре, а не два пассажира.


Королевский barouche везёт двух принцев Уэлльских. Лондон, 2009 г.

Buggy, roadster - американское название коляски.

Cape cart - двухколёсная четырёхместная повозка с парусиновой или кожаной крышкой для перевозки пассажиров и почты в Южной Африке.

Cariole, carrriole - простая повозка на одну лошадь и одного человека, с дополнительным местом сзади для помощника. В 1884 г. в газете "Нью-Йорк Таймс" описана как повозка норвежского фермера, небольшая, быстрая и надёжная, как и норвежские лошади. Также использовалась в Канаде, в том числе на полозьях. Заслужила славу повозки одинокого волка в глухих местах. Название в народе было переделано в carryall, что можно перевести как "всё своё вожу с собой". Сегодня существуют автомобили, которые так называются.


Канадская кариоль

Сalash (от фр. caleche) - повозка, которая вначале существовала в форме двуколки (см. выше). Но позже этот вид стал более широко известен как one-horse chaise (фр. стул), в силу особенностей английского произношения также shay. "One-horse shay" - выражение настолько же ходовое в англ.яз., что и "двуколка" в русском. Облегчённая двуколка для езды на пони называлась whiskey.
Тем временем слово calash закрепилось за четырёхколёсной коляской (см. выше).

 
Слева - одноконный стульчик, справа - калашка :)

Curricle - двухколёсное кресло в форме открытой коляски, которое (что необычно для двухколёсных) запрягалось парой тщательно подобранных, совершенно одинаковых лошадей. Имело несколько дурную славу из-за частных аварий и смертей.


"A gentleman, his bays harnesses to a curricle". 1806 г.

Екка, gharry, tonga (tanga) - названия различных повозок в Индии.


Gharry

Four-in-hand - тип повозки, в которую запрягается четыре лошади, но которой при этом может управлять один человек. Например, такими повозками были многие дилижансы. Tally-Ho - название знаменитой повозки этого типа, которая в 19-м веке курсировала между Лондоном и Бирмингемом. 


"Четверо на одного". 1905 г.

Hearse - катафалк.


Катафалк в Астралии. 1900 г.

Jaunting car - прогулочная повозка, распространённая в Ирландии


Ирландская прогулочная повозка

Fly - название наёмного экипажа для пассажирских поездок, доставки товаров, другое название кэба (см.выше).

Sulky - английский вариант американки (см.выше). Термин используется по сей день, в т.ч. для названия различных схожих по форме повозок, не имеющих отношения к бегам. Салки широко распространена в аргентинском городе Симока, знаменитом своим рынком и фестивалями еды, на котором до сих пор повсеместно используется этот вид транспорта. Город так и называют - the sulky capital of Argentina.


Sulky в Аргентине

Surrey - вид повозки для перемещений на небольшие расстояния, для прогулок и др.


Сурри-квадроцикл, построенный американской Intl. Surrey Company.
В нечто подобное ранее впрягались лошади.

Trap, horse-trap, pony-trap - мог быть двухколёсным или четырёхколёсным, для двух или четырёх пассажиров. Чаще всего использовалось для езды на пони и в итоге превратилось в нечто неотъемлемое от него. В языке образовалось относительно устойчивое выражение: pony and trap, наподобие horse and carriage.


Трап

Wagon - фургон, чаще всего связанный с службой доставки или с кочевым образом жизни. Существовал в разновидностях. 


Vardo - цыганский кочевой фургон в Англии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь Королевских скачек